Проигрыватели и грампластинки > Проигрывание пластинок > Выбор проигрывателя >
6.1. Выбор проигрывателя
При выборе проигрывателя можно использовать различные принципы. На первое место, как правило, ставятся качественные параметры. После них следуют показатели, связанные с удобством обслуживания.
В отношении качественных параметров в Венгрии действует стандарт MSZ11134-71.
Интересно сравнить их с соответствующими параметрами известного стандарта DIN45500, принимаемого в качестве международного для систем высшего класса качества.
Предписания этих стандартов могут помочь при оценке качества многочисленных типов проигрывающих устройств.
Об удобстве обслуживания уже говорилось при рассмотрении тонармов движущего механизма.
В США для обычных пластинок давно выпускаются автоматические проигрыватели, первая модель которых имела массу 40 кг.
В этом отношении в настоящее время проигрыватели можно разбить на три группы.
К первой группе относятся проигрыватели с ручным управлением.
У них тонармы устанавливаются над вводной или переходной канавкой вручную, опускание головки на пластинку может быть осуществлено микролифтом, но звукосниматель, дойдя до последней замкнутой канавки, будет проигрывать ее до тех пор, пока его не поднимут вручную (в немодулированной канавке игла изнашивается мало).
Ко второй группе относятся полуавтоматические устройства, в которых тонарм автоматически устанавливается на вводные канавки пластинки данного диаметра, а после проигрывания поднимается вверх и возвращается в исходное положение.
К таким устройствам предъявляются все более жесткие требования, так как для их обслуживания не нужны специальные навыки.
К третьей группе относятся полностью автоматические проигрыватели, которые помимо вышеуказанных операций осуществляют также смену пластинок. Обычно они позволяют непрерывно проигрывать шесть — восемь пластинок с одинаковыми, а иногда и разными диаметрами.
Параметры стереофонических проигрывателей по стандартам DIN45000 и MSZ11134-71
Название параметров, единицы измерений
DIN 45000
MSZ II 134—71
I
II
III
Максимальное отклонение от номинальной частоты вращения, %
+1,5; —1
±1,2
±2,2
±2,2
Коэфициент детонации, %. не более
±0,15
±0,15
±0,2
±0,3
Невзвешенное отношение сигнал/рокот, дБ, не менее
35
39
34
31
Взвешенное отношение сиг-иал/рокот, дБ, не менее
55
-
-
-
Рабочий диапазон частот, Гц
40—12500
31,5—16000
50—12500
50—10000
Допустимые отклонения, дБ
±3
±5
±5
±5
Разбаланс каналов, дБ, не более
2
2
3
4
Разделение, дБ, не менее
20
15
12
Максимальные нелинейные искажения, %
1
2
5
10
Прижимная сила, мН, не более
50
30
50
70
Гибкость, м/Н, не менее
4*10—3
-
-
-
Радиус закругления иглы, мкм
15±3
15±2,5
15±2,5
15±2,5
Эффективная масса, приведенная к игле, мг, не более
2
-
-
-
Выходное напряжение, измеренное при колебательной скорости 10 см/с, мВ
8—20
-
-
-
В таких проигрывателях-автоматах применяется, как правило, сложная механическая передача, а в последних моделях можно встретить и электронные блоки управления. Необходимо, однако, отметить, что ценную пластинку хорошего качества нельзя проигрывать на устройствах для автоматической смены пластинок.
При срабатывании механизма этого устройства, хранящиеся на упорах шпинделя пластинки сбрасываются на вращающийся диск или лежащую на нем пластинку.
Прилипшие частички пыли неминуемо втираются в канавки.
Невозможность применения очистителя в проигрывателях с автоматической сменой пластинок (его можно укрепить только на головке звукоснимателя) неизбежно приводит к постепенному увеличению уровня шума.
В Советском Союзе электропроигрывающие устройства (ЭПУ) выпускаются по ГОСТ 18631-73, в котором все ЭПУ по качественным показателям разделены на четыре класса.
Нормы на ЭПУ высшего класса по некоторым параметрам лучше норм, предусмотренных стандартом MSZ11134-71.
Следует также отметить, что внешний вид проигрывателя должен, по возможности, гармонировать с другим электроакустическим оборудованием.
Эта проблема не возникает, если проигрыватель с усилителем и, может быть, с акустическими системами составляет единый блок или эти устройства изготовлены на одном заводе.
В Венгрии из трех крупнейших предприятий, выпускающих электроакустическое оборудование в настоящее время только на одном, изготовляются проигрыватели, и их форма не согласуется даже с формой усилителей, выпускаемых на этом же заводе.
Помимо подбора по внешнему виду устройств отечественного и зарубежного производства, трудности могут возникнуть и при соединении проводами с разъемами, изготовленными по различным стандартам.
Но эта проблема, при наличии некоторого навыка, решается довольно просто.
При проектировании домашней студии всегда следует помнить старую пословицу, согласно которой прочность всякой цепочки определяется прочностью ее самого слабого звена.
Нет смысла к усилителю высшего класса подключать акустические системы среднего качества или в высококачественный проигрыватель ставить дешевую головку звукоснимателя.
Следовательно, целесообразно придерживаться принципа равновесия качественных параметров.
SpyLOG
HotLog
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800